Имре кальман

Личная жизнь

Автор гимна свободной любви, песни «Эй, Гусар» из оперетты «Принцесса цирка», был весьма скромен и сдержан в отношениях с женщинами. С первой любовью — актрисой из Зальцбурга Паолой Дворжак Имре прожил 18 лет. Она была старше композитора на 10 лет и стала для него не только любовницей, но и ангелом-хранителем и лучшим другом. Паола не приняла предложение музыканта узаконить отношения, поскольку не могла родить детей.

Когда Кальман познакомился с Дворжак, в квартире актрисы жила такса. После смерти Паолы в феврале 1928 года композитор, где бы он ни жил, неизменно заводил собак той же породы, причем называл четвероногих любимиц именами героинь своих оперетт.

В последние годы жизни Дворжак Имре, продолжая заботиться о любимой, закрутил роман с актрисой немого кино Агнес Эстерхази. Наследницу знатного рода, с которой Кальман списал Сильву и Марицу, устраивала роль любовницы композитора. Однако ветреная красавица ради Имре не собиралась отказываться ни от карьеры, ни от внимания других поклонников. Измена Агнес положила конец ее роману с Кальманом.

Имре Кальман с женой Верой Макинской и детьми

Вскоре композитор познакомился с будущей матерью своих детей. В 1928 году в венском кафе «Захер» Имре увидел очаровательную рыжеволосую девушку. Это была Вера Макинская, жившая вместе с матерью-пермячкой в Австрии и мечтающая о театральной карьере.

Юность и внешность русской красавицы вскружили Кальману голову, и, несмотря на почти 30-летнюю разницу в возрасте, они поженились. Макинской Имре посвятил оперетту «Фиалка Монмартра».

Вера подарила мужу троих детей — сына Кароя (Чарли) и дочерей Лили и Ивонн, которые воспринимали музыканта скорее как дедушку, чем как отца. Двое старших отпрысков унаследовали композиторские способности Кальмана.

Супружество Имре и Веры не было безоблачным. Сказывались и разница в возрасте, и вынужденная эмиграция, в которую Кальман с семьей отправился, отвергнув «лестное» предложение Гитлера.

Кроме того, автор веселых музыкальных произведений в личной жизни был мрачным и суеверным человеком — боялся черных кошек и числа 13. На характере композитора сказывались и потери родственников — в молодости скончался его брат Бела, а в концлагере погибли две сестры, Эмилия и Илона. В 1942 году Имре и Вера развелись, но спустя год воссоединились и оставались вместе до кончины Кальмана.

Творчество

Памятник Имре Кальману напротив Будапештского театра оперетты

Памятник Имре Кальману в Шиофоке

Скульптура Имре Кальмана в Шиофокском парке

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами — даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана — «Марица».

  • «Осенние манёвры» (венг. Tatárjárás, она же нем. Ein Herbstmanöver, 1908, Будапешт)
  • «Солдат в отпуске» (венг. Az Obsitos, она же нем. Der gute Kamerad, 1910, Будапешт)
  • «Маленький король» (нем. Der kleine König, 1912, Вена)
  • «Цыган-премьер» (нем. Der Zigeunerprimás, 1912, Вена)
  • «Королева чардаша (Сильва)» (нем. Die Csárdásfürstin, 1915, Вена)
  • «Фея карнавала» (нем. Die Faschingsfee, 1917, Вена)
  • «Голландочка» (нем. Das Hollandweibchen, 1920, Вена)
  • «Баядера» (нем. Die Bajadere, 1921, Вена)
  • «Марица» («Графиня Марица») (нем. Gräfin Mariza, 1924, Вена)
  • «Принцесса цирка» (нем. Die Zirkusprinzessin, 1926, Вена)
  • «Золотой рассвет» (англ. Golden Dawn, 1927, Нью-Йорк)
  • «Герцогиня из Чикаго» (нем. Die Herzogin von Chicago, 1928, Вена)
  • «Фиалка Монмартра» (нем. Das Veilchen vom Montmartre, 1930, Вена)
  • «Дьявольский наездник» (нем. Der Teufelsreiter, 1932, Вена)
  • «Императрица Жозефина» (нем. Kaiserin Josephine, 1936, Цюрих)
  • «Маринка» (англ. Marinka, 1945, Нью-Йорк)
  • «Аризонская леди» (англ. Arizona Lady, 1953, Берн)

Фильмография

  • 1929 — «Цыган-премьер» (Германия)
  • 1931 — «Фея карнавала» (Германия)
  • 1932 — «Графиня Марица» (Германия)
  • 1934 — «Княгиня чардаша» (Германия)
  • 1934 — «Княгиня чардаша» Франция)
  • 1944 — «Сильва» (СССР)
  • 1951 — «Княгиня чардаша» (Германия)
  • 1958 — «Марица» (Германия)
  • 1958 — «Мистер Икс» (СССР)
  • 1970 — «Принцесса цирка» (Германия и Австрия)
  • 1971 — «Княгиня чардаша» (Германия, Венгрия и Австрия)
  • 1974 — «Графиня Марица» (Германия)
  • 1975 — «Под крышами Монмартра» (СССР)
  • 1981 — «Сильва» (СССР)
  • 1982 — «Принцесса цирка» (СССР)
  • 1983 — «Карамболина-карамболетта» (СССР)
  • 1985 — «Марица» (СССР)
  • 1998 — «Королева чардаша» (Германия)
  • 2009 — «Графиня Марица» (Словакия)

Экранизации произведений Кальмана

В СССР

  •  — «Сильва»
  •  — «Мистер Икс»
  •  — «Под крышами Монмартра»
  •  — «Сильва»
  •  — «Принцесса цирка»
  •  — «Карамболина-карамболетта»
  •  — «Марица»

В других странах

  •  — «Цыган-премьер» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Der Zigeunerprimas), Германия.
  •  — «Фея карнавала» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Faschingsfee), Германия.
  •  — «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza), Германия.
  •  — «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (фр. Princesse Czardas), Франция.
  •  — «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin), Германия.
  • — «Княгиня чардаша» (нем. Die Csardasfürstin), ФРГ, с Марикой Рёкк.
  • — «Марица» (нем. Gräfin Mariza), ФРГ.
  •  — «Принцесса цирка» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Zirkusprinzessin), телепостановка, ФРГ — Австрия.
  •  — «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin), ФРГ — Венгрия — Австрия, с Анной Моффо, шла в СССР.
  •  — «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza), ФРГ.

Вдали от родины

В 30-х гг. Имре Кальман много работал в жанре киномузыки, представил на суд публики «Дьявольского наездника», новую историческую оперетту, премьера которой состоялась в 1932 году в театре «Ан дер Вин». Заглавную партию пел сам Губерт Маришка, директор театра. Постановка имела настоящий успех. Однако премьера оперетты оказалась для композитора последней в Вене. В 1938 году в Австрию вторглись немецкие солдаты. На евреев начались гонения. Оставаться в стране Кальман больше не мог. Сначала он отправился в Швейцарию, затем во Францию и, наконец, оказался в Соединённых Штатах, в Голливуде.

Чужая культура, оторванность от родной земли, от привычной обстановки, не в лучшую сторону отразились на творчестве маэстро. В последние два десятилетия жизни им были написаны лишь два произведения: «Маринка» (1945) и незадолго до смерти — «Аризонская леди». Эти оперетты имели некоторый успех, но надолго не задержались в театральном репертуаре.


Памятник Кальману в Шиофоке (Венгрия)

Зимой 1949 года знаменитого композитора парализовало. Он не мог говорить и едва передвигал ноги. Затем Кальману стало немного лучше, и по настоянию его жены семья переехала в Париж. Там маэстро и скончался в возрасте 69 лет.

Лучшие сочинения Имре Кальмана и сегодня не утратили своей популярности и являются украшением репертуара многих ведущих музыкальных театров мира. В основе его музыки, ярко выражающей глубокие человеческие чувства, лежит народная песня. Его мелодии относительно просты, но вместе с тем, отличаются своей оригинальностью и поэтичностью, чем и очаровывают публику.

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Театр-кабаре Летучая мышь

   
• Начало  
• Культура, творчество, наука   • Мастер оперетты — Имре Кальман  

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в еврейской семье. Его отцом был уроженец Будапешта, торговец Карл Коппштейн (1850—1921), но Имре уже в гимназии сменил фамилию на Кальман. Мать — Паула Кальман-Коппштейн (урождённая Зингер, 1853—1923) — происходила из Вараждина. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию имени Ференца Листа, где с ним вместе учились Бела Барток, Альберт Сирмаи и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете «Пешти Напло», одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (венг. Tatárjárás, , Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

Имре Кальман в молодости

В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» ().

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе — в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» () (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» () и «Принцесса цирка» ().

В 1929 году Кальман женился на юной эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман с семьёй эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

В 1942 году Кальман развёлся с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединились.

После разгрома нацизма, зимой /1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

Изображён на австрийской почтовой марке 1982 года.

Лучшие произведения композитора


Имре Кальман в кругу семьи

В Вене, где известный композитор проживал с 1909 года, были написаны его лучшие оперетты, принёсшие Кальману мировую славу. В своём новом произведении «Цыган-премьер», поставленном в «Иоганн Штраус-театре» в 1912 году, автор впервые использовал мелодии, созвучные с интонациями и ритмами венгерского и цыганского фольклора. Вопреки дурным предчувствиям Кальмана, успех оперетты был невероятным: уже на следующий день весь город распевал мелодии из «Цыган-премьера».

Премьера «Королевы чардаша», более известной под названием «Сильва», состоялась в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. Но, ни грохот пушек, ни напряжённые бои не помешали новой оперетте пробиться к российской и американской публике. Зарубежные поклонники с теплотой и восторгом встретили «Сильву». Мелодраматический сюжет произведения, который был обработан опытными либреттистами Йенбахом и Штейном, позволил Имре Кальману в полной мере продемонстрировать своё мастерство композитора, тонко чувствующего специфику опереточного жанра.

Пик расцвета творчества Кальмана приходится на 20-е гг. прошлого столетия. В этот период он жил и творил в Вене. С большим успехом прошла в 1921 году премьера «Баядерки», в которой маэстро часто использовал ритмы новых танцев того времени — шимми и фокстрота. Прошедшие в Вене оперетты — «Марица», поставленная в 1924 году, «Принцесса цирка» — в 1926-м, «Фиалка Монмартра» — в 1930-м, относятся к числу самых популярных произведений Кальмана.

Самое лирическое произведение маэстро, завоевавшее сцены европейских театров — великолепная «Фиалка Монмартра», занимает особое место в его творчестве. Эту оперетту Имре посвятил своей молодой жене, молодой русской актрисе Вере Макинской. Очаровательная эмигрантка из России покорила сердце известного композитора. Разница в возрасте составляла тридцать лет, но, несмотря на это обстоятельство, влюблённые вскоре поженились. В то время Кальман только что начал работать над «Фиалкой Монмартра» и принял решение посвятить её своей жене. Вскоре у счастливых супругов родился сын, а потом ещё две дочери.

Образование и первые шаги в творчестве


Имре Кальман

Имре (Эммерих) Кальман родился 24 октября 1882 года в живописном местечке Шиофок, расположенном на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон. С малых лет Имре полюбил музыку, которая его просто завораживала. Мальчик часами мог слушать, как играют на фортепиано его мама и сестра, а вскоре и сам стал музицировать. Несмотря на то, что он посещал две школы — гимназию и музыкальную школу, юный Кальман всё свободное время старался проводить за роялем, увлечённо разучивая сочинения Шопена и Шумана.

После окончания гимназии и музыкальной школы в Будапеште основными этапами образования будущего композитора стали Академия музыки по классу композиции педагога Ганса фон Кёсслера и одновременное обучение в будапештском Университете на юридическом факультете. Ещё будучи студентом, Кальман начал сочинять музыку. Это были фортепианные пьесы, симфонические произведения, куплеты для кабаре, песни. Главным трудом из всего этого многообразия молодой человек обозначил симфоническую поэму для оркестра под названием «Сатурналии». Первое исполнение симфонии Кальмана состоялось 29 февраля 1904 года в Королевском оперном театре города Будапешта на концерте выпускников музыкальной Академии. Именно этот день маэстро считал началом своей карьеры в качестве музыканта. С тех пор композитор свято верил в то, что високосные годы будут приносить ему большую удачу, а 29 февраля вообще считал днём особого благополучия.

Карьера Кальмана в качестве адвоката не сложилась. После завершения учёбы он работал в должности музыкального критика в редакции венгерской газеты «Пешти Напло», не переставая при этом много сочинять. В основном это были инструментальные пьесы и романсы. Настоящее же признание пришло к Имре Кальману, когда он обратился к опереточному жанру. В 1908 году маэстро сочинил свою первую оперетту, которая называлась «Осенние маневры». Её премьера в Будапеште состоялась с огромным успехом. Публика восторженно аплодировала, многократно вызывая исполнителей на бис. С не меньшим восторгом оперетта Кальмана была встречена в Вене, Гамбурге и Берлине, Лондоне, а спустя некоторое время в Америке и Южной Африке.

Детство и юность

Биография композитора началась 24 октября 1882 года в курортном городке Шиофок на берегу крупнейшего в Центральной Европе озера Балатон. Имре — третий из шести детей торговца Карла Коппштейна и его супруги Паулы, в девичестве носившей фамилию Зингер. Родители назвали сына еврейским именем Эммерих, однако в юности он переименовал себя в Имре Кальмана.

Первые годы жизни композитора прошли в достатке. Отец имел влияние на городской совет Шиофока, в семье были рояль, на котором играла старшая сестра Эммериха Вилма, кухарка и домработница. В 4 года мальчик мечтал стать портным, а в 6 — юристом. Сохранилось детское фото композитора с родителями, Вилмой и старшим братом Белой.

Имре Кальман в молодости

Начальные классы Эммерих окончил в еврейской школе родного города, в которую с удовольствием отдавали детей и родители-христиане. Одноклассником автора «Марицы» был венгерско-голландский психолог Геза Ревес.

Когда будущему композитору было 9 лет, отец семейства обанкротился. Коппштейны продали дом в Шиофоке и переселились в маленькую квартирку в Будапеште. Детей родители раздали бездетным тетушкам. Эммерих жил у тети Гизы. Мальчик учился в двух школах, музыкальной и лютеранской гимназии, а вечерами зарабатывал деньги, занимаясь репетиторством и перепиской деловой корреспонденции. Именно тогда Имре захотел стать профессиональным музыкантом.

В 15 лет состоялось первое публичное выступление юного пианиста. Однако Имре был таким миниатюрным, что пресса с умилением написала о 12-летнем музыкальном вундеркинде. К концу 1898 года финансовые дела Карла Коппштейна улучшились. Глава семьи приобрел относительно просторную квартиру, и дети воссоединились с родителями. На заработанные деньги Имре купил пианино.

Однако мечтам юноши об исполнительской карьере не суждено было сбыться. Руки Имре начали болеть, и врачи диагностировали у него артрит. Тогда парень переключился на искусство композиции.

По настоянию родителей Кальман выучился на юриста, но параллельно втайне от семьи занимался в музыкальной академии, где его однокурсником был Бела Барток. Параллельно юноша подрабатывал музыкальным обозревателем в будапештской газете, название которой переводится приблизительно как «Дневник вредителя». Как родители юного критика, так и педагоги академии не одобряли эту деятельность. Имре уволился и сосредоточился на написании симфонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector