20 джазовых исполнителей, которых должен знать каждый

Культовые джазмены

Пожалуй, самым известным джазменом в мире считается Луи Армстронг. Это имя известно не только поклонникам этого музыкального стиля, для широкой аудитории оно настолько тесно связано с джазом, что стало его олицетворением. Армстронг — представитель традиционного, новоорлеанского джаза, благодаря ему этот стиль получил свое развитие и стал популярным в мире, а его влияние на музыку прошлого века трудно переоценить. Его также называют «Маэстро джаза» или «Король джаза». Основным инструментом Луи Армстронга была труба, но он также был отличным вокалистом и руководителем джаз-бенда.

А Фрэнк Синатра был легендарным джазовым вокалистом с невероятным тембром голоса. Помимо этого, он также был прекрасным актером и шоуменом, эталоном музыкального вкуса и стиля. За свою музыкальную карьеру он получил 9 высших музыкальных наград – «Грэмми», а также стал обладателем «Оскара» за свое актерское мастерство.

«The Köln Concert» (1975, ECM)

Keith Jarrett

Обложка концертного альбома Кита Джарретта «The Köln Concert»

Пианист Кит Джарретт — одна из самых разносторонних и противоречивых фигур в истории джаза. Музыкант, постаравшийся глубоко погрузиться не только в джаз, но и в академическую музыку (в его репертуаре — «Хорошо темперированный клавир» Баха и «24 прелюдии и фуги» Шостаковича). Композитор, сочинявший для академических составов. Мультиинструменталист (помимо основного инструмента, фортепиано, Джарретт иногда играет на ударных, гитарах, органе, духовых инструментах). На одном из самых ранних альбомов он играет (и поет!) нечто, больше всего похожее на фолк-рок. А несколько лет назад он выпустил записи, которые можно было бы охарактеризовать как то ли фьюжн, то ли инструментальный калифорнийский рок, да еще и с элементами этнической музыки. В концертной деятельности в последние годы Джарретт сосредоточился полностью на двух форматах — трио с контрабасистом Гэри Пикоком и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом и сольных выступлениях. С трио Джарретт занимался либо тотальной импровизацией, либо исполнением джазовых стандартов, то есть произведений, в течение десятилетий неизменно присутствующих в репертуаре большинства джазовых музыкантов. Но последние три года Джарретт уже и с трио не выступает. Сольные концерты пианиста — почти что парадоксальное явление для джаза: Джарретт выступает только в больших концертных залах и требует от публики абсолютной тишины. При этом во время исполнения ведет себя вызывающе — корчится и издает звуки, похожие на стон или писк. Сольные выступления Джарретта строятся почти исключительно на импровизации, причем нередко (как и в «Кёльнском концерте») медитативной, вокруг двух аккордов. Эта запись стала самым популярным сольным альбомом в истории джаза и самым популярным фортепианным альбомом в истории звукозаписывающей индустрии. Что особенно удивительно, если учесть, что концерт Джарретт давал поздним вечером, страшно усталый, страдая от болей в спине, и чуть не отказался выступать, узнав, что ему по ошибке предоставили для концерта старый инструмент с плохим звуком. Тем не менее, как можно слышать, пианист сделал все возможное и невозможное, чтобы выжать из неудачного рояля нужное звучание.

А новые сольные альбомы Джарретта продолжают выходить, и в ноябре нас ждет издание с записями концертов в Италии в 1996 году на четырех дисках

Keith Jarrett

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

jazz/blues

The Impulse Story

2006

«Lady Sings the Blues» (1956, Clef)

Billie Holiday

Не так уж легко выбрать лучшую запись этой удивительной певицы. Сильно отличается от других в ее дискографии пластинка «Lady in Satin», последняя, вышедшая при жизни Билли Холидей: здесь ей помогает большой оркестр под управлением Рэя Эллиса с обилием струнных. Общее звучание душещипательное, но по-салонному приглаженное — и только неповторимый голос певицы как будто выпадает из всей этой стерильности и одновременно как будто оправдывает ее существование. К этому времени голос Холидей, сильно изменился — ослабел, стал хрипловатым, более дрожащим, — и все же это был ее голос, ни с чем не сравнимый, ни во что не вписывающийся, завораживающий этой своей естественной кривизной, непоставленностью, странностью. «Lady in Satin» показала, как Билли Холидей в любом антураже остается самой собой. Но раз уж мы говорим о джазовых пластинках, наверное, уместнее предложить запись Холидей в сопровождении джазового ансамбля. Тем более что некоторые аккомпаниаторы здесь заслуживают отдельного упоминания: пианист Уинтон Келли, гитаристы Кенни Буррелл и Барни Кесселл, барабанщик Чико Хэмилтон. Самые важные треки на альбоме — наверное, первый, давший ему название и сразу погружающий нас в привычное для Холидей состояние ироничной обреченности, этакого пограничного состояния между мажором и минором, — и пронзительная «Strange Fruit», посвященная жертвам линчевания.

Билл Эванс

1929 —1980

Билл Эванс — пожалуй, наиболее упоминаемый и цитируемый пианист-импровизатор в мире джаза и популярной музыки. Он был первым, кто сумел соединить воедино несколько стилей, успешно используя интонации мультикультурной этники, классики и джаза, гармонично переплел их элементы, концепции и ритмы. Уже после него джазовые исполнители начали активно использовать данный приём.

Эванс считается главным новатором в области структуризации джазовой гармонии. Подобно художнику-импрессионисту, он использовал полиритмические мотивы, вдохновляя многих пианистов своего времени. Его импровизации в большинстве построены на динамичном развитии мелодии.

Bill Evans — My Foolish Heart

«Afro» (1954, Norgran)

Dizzy Gillespie

Юбиляра можно было бы представить и другой записью (впрочем, с такого оборота мог бы начинаться каждый из десяти опубликованных здесь сопроводительных текстов), более характеризующей его как основоположника бибопа и прародителя современного джазового мейнстрима. На эту роль подошли бы, например, филигранный альбом «Bird and Diz», захватывающий диалог Гиллеспи с Чарли Паркером, или легендарный концертник «Jazz at Massey Hall», где та же пара вместе с пианистом Бадом Пауэллом, контрабасистом Чарльзом Мингусом и барабанщик Максом Роучем демонстрирует потрясающий полет музыкальной фантазии и упивание свободой в реальном времени. Если некоторых деятелей современного мейнстрима иногда можно упрекнуть в излишней приверженности испытанным схемам и упоре на технику в ущерб искусству, то Гиллеспи и его товарищи на этих записях, напротив, доказывают, что джаз — это живая жизнь, которая даже в заданных рамках будет протекать по одной ей известным законам. Но хочется упомянуть и еще одну сторону творчества Гиллеспи. Он был одним из первых, кто смог легко соединить джаз с латинскими ритмами (сегодня Latin jazz — одно из магистральных направлений современной импровизационной музыки; в 2012 году в американской музыкальной индустрии случился грандиозный скандал, когда премия «Грэмми» лишилась номинации «Лучший альбом латинского джаза», и уже на следующий год номинация вернулась в строй). Альбом делится на две части. Первые четыре номера записаны большим составом, аранжировки для которого сделал кубинский композитор Чико О’Фаррилл. Последние три номера играет куда более скромный состав, однако звучание их не сильно менее насыщенно благодаря тому, что в них, как и в первых четырех, звучит расширенная (кубинская) перкуссионная секция. «Manteca Theme», «A Night in Tunisia», «Con Alma» и даже сочиненный за восемнадцать лет до этой записи «Caravan» звучат здесь как радостные гимны сочной, богатой впечатлениями и красками жизни и представляют собой лучшие образцы афро-кубинской музыки.

Молодое поколение

Современные популярные исполнители джаза – это зачастую молодые таланты, среди которых особенно выделяются девушки. Настоящим прорывом стала талантливая Нора Джонс, автор и исполнитель собственных песен, певица и пианистка. Благодаря диапазону и тембру голоса ее многие сравнивают с Билли Холидей. За свою 10-летнюю карьеру успела выпустить 10 альбомов, а также заработать «Грэмми» и многие другие престижные награды. Еще одна молодая джазовая певица – это мульти-инструменталистка Эсперанса Сполдинг, первый исполнитель этого направления, который получил «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель года» в 2011, также побеждала и в других номинациях этой музыкальной премии. Играет на многих инструментах и знает несколько языков.

Выше представлены самые яркие и выдающиеся исполнители джаза. И хотя отличных музыкантов в этом направлении очень много, достаточно послушать лучших, чтобы получить основное представление о таком понятии, как джаз.

Ныне живущие и популярные джазмены

Разнообразие и слияние стилей – вот что представляет собой современный джаз. Исполнители зачастую не ограничиваются одним направлением, сочетая джаз с соулом, блюзом, роком или поп-музыкой. На сегодняшний день наиболее известными являются: Джордж Бенсон, виртуозно владеющий голосом и гитарой вот уже около 50 лет, лауреат «Грэмми»; Боб Джеймс – пианист, играющий в стиле смус-джаз, один из основоположников этого стиля и создатель бенда под названием Bob James Trio, где присутствуют саксофон, ударные и бас в исполнении Дэвида МакМюррэя, Билли Килсона и Самуэля Бергесса. Еще один фортепианный гений и композитор – это Чик Кориа. Неоднократный лауреат «Грэмми» и весьма талантливый музыкант, помимо клавишных, владеет также игрой и на ударных инструментах. Флора Пурим — бразильская исполнительница в стиле джаз с редчайшим голосом диапазоном в 6 октав, известна своими совместными выступлениями со многими звездами джаза. Грузинка Нино Катамадзе – одна из известнейших джазовых певиц современности, она также является и композитором собственных песен. Обладает удивительно глубоким, особенным голосом. У нее собственный джаз-бенд под названием Insight, с которым она записывается и выступает. Ансамбль состоит из гитары, бас-гитары и ударных, в исполнении Гочи Качеишвили, Учи Гугунавы и Давида Абуладзе, звукорежиссер — Гия Челидзе.

Билли Холидей. Исполнители джазовой музыки

1915 — 1959

Билли Холидей – джаз классика, одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение «Strange Fruit «считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.

Billie Holiday — Strange fruit

Энтони Брекстон

1945 –

Энтони Брэкстон — американский композитор и мультиинструменталист (саксофон, кларнет, фортепиано и флейта), известный в жанре фри-джаза, музыкальный педагог, преподаватель университета. Он экспериментировал в сфере атональности, сериализма, модальной организации, сонористики. Апробировал множество инструментальных комбинаций, ансамблевых и оркестровых составов, от различных дуэтов до биг-бэнда и объединения разнотипных формаций. У европейской аудитории музыка Брэкстона пользуется более широким признанием, чем в США.

Энтони Брэкстон, автор метода композиционного импровизации, в начале 1980-х выпустил альбомы, посвященные классикам джаза — Монку и Тристано. В этих записях Брэкстон проявился с неожиданной стороны, как музыкант, который овладел не только всеми известными приемами авангардной техники, но и как виртуоз, исполняющий традиционный джаз.

Anthony Braxton Along Came Betty

Макс Роуч

1924 — 2007

В 60-х годах началась война США во Вьетнаме. Расовое равенство все еще оставалась на уровне лозунгов. Американское общество переживало новый мировоззренческий перелом. На арену джазовой музыки выходят музыканты, которые хотят избавиться даже от тех рамок, которые имеет наиболее свободная форма искусства — джаз.

Молодой барабанщик Макс Роуч создает сюиту «Свободу нам немедленно», которую исполняет его будущая жена Айби Линкольн.

Макс Роуч был изобретателем и новатором во всем, за что брался. Он настолько тщательно прорабатывал идеи в своих барабанах, что в итоге поднял перкуссиониста до уровня мелодических импровизаторов. В руках Макса Роуча барабанный сет перестал быть исключительно «метрономом», который держит время. Он занял позицию полноправного игрока фронта.

«Вы не можете написать одну и ту же книгу дважды. Так, в своей истории я попадал в подобные музыкальные ситуации — и могу ли я вернуться к ним и быть тем же? Конечно, я все время сталкиваюсь с художественными вызовами, и именно они делают мою жизнь интересной», — Макс Роуч.

Max Roach: Freedom Now Suite

«Tuesday Wonderland» (2006, ACT Music)

Esbjörn Svensson Trio

Последний студийный альбом выдающегося шведского трио, выпущенный при жизни его лидера, пианиста Эсбьорна Свенссона, погибшего на 45-м году жизни во время занятий подводным плаванием. (Кстати, последний концерт трио состоялся в Москве.) Свенссон ушел в момент расцвета (неизданных студийных записей хватило еще на два альбома, вышедших после его смерти), и альбом «Tuesday Wonderland» наглядно это демонстрирует. Свенссон, впрочем, и раньше успел доказать, что фортепианное трио, по формальным признакам неотличимое от традиционных джазовых ансамблей с таким же составом, способно с успехом выступать в рок-клубах и на стадионах, попадать со своими клипами на MTV, фигурировать в хит-парадах наравне с поп-артистами. Возможно, одна из главных причин успеха трио заключалась в умении Свенссона сочинять мелодически простые и привязчивые пьесы, используя элементы разных музыкальных языков. Джаз для Свенссона был лишь одним из компонентов в сочинении музыки, и, конечно, музыка трио (и многих других ансамблей, пошедших по его стопам) стала очередным поводом для обсуждения, где джаз кончается. Действительно, некоторые произведения e.s.t. можно смело назвать рок-композициями, в других очевиден элемент эмбиента, а, например, «Fading Maid Praeludium», открывающая альбом «Tuesday Wonderland», начинается как сочинение эпохи романтизма, а затем превращается в металлический медляк. Кроме того, участники трио обильно использовали различные способы обогащения звучания, вплоть до электронных приспособлений. И все же истинный джаз хоть явно, хоть незримо, но присутствует в музыке Свенссона как дух свободы, легкость, склонность к переменам — да порой и как свинговое начало, особенно в импровизации.

После гибели пианиста его соратники, контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём, основали каждый свой ансамбль, со своим почерком и своим языком.

Великие женщины

Лучшие исполнители джаза – это не обязательно мужчины. Элла Фицжеральд – величайшая певица с уникальным голосом диапазоном в три октавы. Эта великолепная вокалистка была мастером голосовой импровизации, получила за свою длинную карьеру множество наград, в числе которых и 13 «Грэмми». 50 лет творчества певицы – это целая эпоха в музыке, за время которой эта джаз-дива выпустила более 90 альбомов.

У Билли Холидей карьера была намного короче, но не менее яркой. Ее стиль пения был уникален, и поэтому легендарная вокалистка считается основательницей джазового вокала. К сожалению, нездоровый образ жизни певицы привел к ее кончине в возрасте 44 лет, а в 1987 году ее наградили «Грэмми» посмертно. Эти великие певицы далеко не единственные женщины – исполнители джаза. Но они однозначно являются одними из самых ярких.

Телониус Монк. Джаз исполнители 20 века

1917 — 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Thelonious Monk — ’round Midnight

«A Love Supreme» (1965, Impulse!)

John Coltrane

Одна из признанных вершин в творчестве великого саксофониста и в джазе вообще. В 1962 году сформировался так называемый классический квартет Джона Колтрейна — с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на контрабасе и Элвином Джонсом на ударных. К этому моменту Колтрейна уже обвиняли в том, что он играет «антиджаз»: до образования «классического квартета» саксофонист активно развивал идеи модального джаза (см. главку про “Kind of Blue’), а также вдохновлялся принципами, заложенными в индийских рагах и зарождавшемся фри-джазе, то есть джазе, свободном от гармонических и ритмических рамок. Иными словами, Колтрейн решительно двигался в сторону от привычных джазовых схем, его ансамбль мог, например, подолгу импровизировать, сидя на одной гармонии. С новым квартетом саксофонист временно возвращается к мягкому традиционному звучанию, построенному на регулярных сменах гармоний, к коротким балладам — хотя этим деятельность ансамбля не исчерпывается, и на концертах квартет порой играет бурно и опять же опираясь на лады. С таким творческим багажом и, как выражался Колтрейн, «сбалансированным репертуаром», ансамбль подошел к созданию четырехчастной сюиты о любви к Богу. Первая часть, «Acknowledgement», строится преимущественно на последовательности из четырех нот, которую сначала играет контрабас, а позднее всячески обыгрывает саксофон, и на эти же ноты Колтрейн кладет слова «a love supreme», давшие название всей сюите; соло в середине части временами более всего похоже на повторение с вариациями одной почти разговорной фразы. Вторая часть, «Resolution», ближе всего к джазовой пьесе с внятной темой и ее развитием с помощью соло фортепиано и саксофона — при этом создана она по принципам модального джаза. Третья и четвертая части в некоторых изданиях идут одним треком, при том что они совсем разные. В «Pursuance» каждому участнику квартета предоставлена возможность показать себя, пианист и особенно барабанщик и саксофонист пускаются во все тяжкие, пока их не прерывает более сдержанный монолог контрабаса. Наконец, «Psalm» представляет собой уникальный опыт интерпретации текста с помощью музыки: под аккомпанемент остальных, вновь обыгрывающих один лад, Колтрейн исполняет на саксофоне псалом собственного сочинения, не произнося слов, — каждая нота примерно соответствует одному слогу текста, и по интонированию и паузам примерно можно понять, где какое слово начинается.

После этой эпохальной работы квартет в течение 1965 года сделал ряд записей, на которых звучит гораздо более свободно, пока Колтрейн, одержимый новыми радикальными идеями и осваивающий радикальные способы звукоизвлечения, не стал расширять состав, в результате чего ансамбль покинули пианист Тайнер и барабанщик Джонс. Музыка Колтрейна стала совсем другой.

Чет Бейкер

1929 — 1988

Ясное тихое звучание, похожее на тихоокеанский прибой или дуновение ветерка над побережьем — это кул-джаз. Американская молодежь любила эту музыку западного побережья. И ее несомненным символом был Чет Бейкер.

Красавец и идол уровня Джеймса Дина, принц кул джаза и основатель свинга западного побережья, его и все с ним связанное любили все — фанаты музыки и кино.

Его импровизации были точными и изобретательными, а пианиссимо на трубе не мог повторить буквально никто. Иногда невозможно отличить, он поет, играет, или рассказывает историю твоего сердца, зная его даже глубже, чем ты сам.

«Лучший способ провести эту жизнь — найти то, что ты очень-очень любишь делать. А потом делать это лучше, чем кто-либо другой. Тогда у тебя не будет никаких проблем», — Чет Бейкер.

Chet Baker — Time After Time

«Masada: Zayin» (1996, DIW)

John Zorn

https://youtube.com/watch?v=OA7GWVYxpMM

Какую только музыку не сочинял (и не продолжает сочинять) Джон Зорн — саксофонист, композитор, идеолог и гуру Даунтауна, нью-йоркской авангардной сцены. Для больших и малых академических составов, для фортепианного трио, для струнного трио, для гитары соло, для женского вокального ансамбля, для (условно) рок-группы, способной играть все на свете (впрочем, этим качеством отличаются, кажется, все музыканты, попадающие в орбиту Зорна). Его музыкальные интересы простираются от сёрфа до нойза, от регтайма до грайндкора. Иногда он и работающие с ним музыканты могут в течение двух или трех минут по-постмодернистски перескакивать из одного стиля в другой, от какофонии к благозвучию, от быстрых темпов к медитации и обратно. А бывают у него произведения, пришедшие как будто из предыдущих эпох — настолько удачно он чувствует всевозможные направления и интонации. В музыке квартета Masada Зорн сочетает принципы фри-джазового (см. главку про «A Love Supreme») ансамбля в духе одного из основоположников жанра Орнетта Коулмена и элементы мелодий и гармоний из музыки восточноевропейских евреев.

Эта «радикальная еврейская культура», как ее называет Зорн, оказалась одним из самых богатых источников в его творчестве. Ансамбля Masada, в котором вместе с ним играли трубач Дэйв Даглас, контрабасист Грег Коэн и барабанщик Джоуи Бэрон, нет уже больше пятнадцати лет, а композиции такой направленности Зорн продолжает сочинять для самых разнообразных ансамблей и музыкантов. Только что вышел 32-й (!) том второго цикла «песен Masada», а в следующем году нам обещают бокс из 11 дисков с композициями из третьего цикла.

Дюк Эллингтон. Композиторы джаза

1899 — 1974

Дюк Эллингтон — джаз исполнитель, пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как «Cotton Tail» и «It Don’t Mean a Thing».

Duke Ellington and John Coltrane — In a sentimental mood

Диззи Гиллеспи. Лучшие джаз исполнители

1917 — 1993

Трубач Диззи Гиллеспи — новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Dizzy Gillespie feat. Charlie Parker — A Night In Tunisia

Чарли Паркер. Известные джазовые исполнители

1920 — 1955

Известный джазовый исполнитель виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа — формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.

Charlie Parker — Blues for Alice

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector