Жестикуляция при невербальном общении

Важное дополнение

В этом году преподаватели Новосибирского государственного технического университета обучали в Белгороде основам русского жестового языка 60 педагогов школы-интерната № 23, где учатся дети с нарушением слуха. Это стало возможным благодаря поддержке Фондом президентских грантов проекта регионального отделения общества глухих «Поможем педагогам говорить с глухими детьми на родном для них языке».

Сегодня учителя на жестовом языке могут дополнить учебный материал. Кроме того, говорят они, это совсем иной, более доверительный и тёплый, уровень отношений с учеником и его глухими родителями.

В этом году наконец‑то и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования признал, что с глухими нужно разговаривать на их языке и использовать его как вспомогательное средство при обучении. Ранее большинство специалистов опровергали эту возможность, обучение до сих пор проходит по методикам 70-х годов прошлого века.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу — например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

Зеркало — подражаем опытному оратору

В интернете, на том же YouTube можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же Алана Пиза, или Брайана Трейси, или Опры Уинфри. Смотрим запись и «обезьянничаем» — копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

  • подвижность и целеустремленность,

  • соревновательность и высокая амбициозность,

  • устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.

По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

  • крутится, постукивает пальцами рук по столу,

  • качает или стучит ногой,

  • попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

  • в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

  • Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

  • Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные

Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания

Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

  • Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

  • Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

  • Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

  • Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Английская мимика

Улыбка.

Американцы и вообще англоязычные люди часто улыбаются на публике. Многие русские называют такую улыбку лицемерием, но это неправильно. Для русских улыбка – это выражение радости и дружелюбия, а в англоязычном мире это демонстрация вежливости и добрых намерений. Улыбаясь, вы не показываете, что собеседник вам нравится, а просто обещаете соблюдать социальные нормы и не наносить вред. То есть эта публичная улыбка имеет другое значение, и соответственно относиться к ней надо по-другому. Человека, который не улыбается на людях, особенно во время общения, воспринимают как невежливого или даже агрессивного человека.

Поднятые вверх брови.

В разных странах это выражение лица имеет различное значение: например, в Германии это демонстрация восхищения. А англичане так выражают скепсис и сомнительное отношение к какой-либо идее.

Моргание.

Если англичанин часто моргает глазами, пока вы что-то говорите, это означает внимательное выслушивание. При этом человек может даже смотреть в сторону – долго смотреть прямо в глаза не принято. Такая мимика заменяет русскую привычку кивать головой, слушая и соглашаясь с собеседником.

Примеры жестикуляции

В момент озвучивания своих мыслей люди говорят языком тела непроизвольно. Человек, знающий, что означает жестикуляция руками при разговоре, изучающий психологию, может легко понять истинные мысли собеседника и прочитать скрытый подтекст.

С помощью движений можно определить многие человеческие эмоции:

  1. ложь;
  2. возбуждение;
  3. неуверенность;
  4. скуку;
  5. нетерпение;
  6. гнев;
  7. надменность;
  8. раздраженность;
  9. и другие эмоции, которые чаще всего собеседники пытаются скрыть.

Каждый человек по-разному проявляет свои эмоции. Но в психологии общения выделяются самые распространенные сигналы языка жестов:

  1. В момент активной жестикуляции при разговоре, психология говорит о неспособности человека воспринимать информацию от оппонента из-за сильного возбуждения.
  2. Крепко переплетенные пальцы рук за спиной говорят об уверенности в собственных силах и верно принятом решении.
  3. Сцепленные пальцы спереди говорят о разочаровании в человеке, желании отстраниться.
  4. Для лжецов характерны 7 типичных жестов:
    • почесывание носа при рассказе;
    • желание ослабить воротник, как при нехватке воздуха;
    • почесывание глаза;
    • касание мочки уха;
    • беспокойные руки около рта;
    • потирание шеи;
    • прикрытие рта рукой при разговоре.
  5. Поглаживание подбородка и потирание переносицы говорят о глубоком мыслительном процессе.
  6. Наклоненная голова с небольшой вежливой улыбкой, периодически кивающая, показывает собеседнику о заинтересованности и желании продолжать разговор.
  7. Блуждающий отстраненный взгляд станет свидетельством желания закончить разговор из страха или пренебрежения.
  8. Почесывание туловища расскажет о большой самоуверенности.
  9. Непрерывные навязчивые движения руками, ногами в виде подергиваний, постукиваний, показывают скуку и раздражение собеседника, желание скорее прекратить разговор.
  10. Для скептического настроения, сомнений свойственны касания кончиков усов, носа.
  11. Агрессия проявляется в виде сжатых в кулаки ладоней.
  12. При флирте девушки могут касаться своих волос, убирать их от лица.

Значение жестов

В психике человека значение невербальных сигналов — жестов и мимики — заложено в сфере бессознательного. Люди могут не обращать внимания на свои и чужие попытки передавать информацию, но подсознательно распознают их. Для более точного чтения посылов необходимо изучать их значение в соответствии с культурной средой, к которой принадлежат собеседники.

Несмотря на распространенность значений большинства мимических реакций, в некоторых культурах общепринятые жесты могут иметь противоположное значение. Так, кивок головой обычно означает согласие, но в отдельных культурах — отрицание.

Язык тела изменяется в зависимости от пола говорящего, возраста, социального статуса и других личностных характеристик. Общение с помощью жестов ограничено: движениями можно передать только базовые эмоции, но невозможно показать тонкости отношения. Поэтому язык тела используется для дополнения, усиления эмоциональной окраски речи. Сознательное использование жестов, контроль мимики — результат волевого усилия, направленный, в основном, на стремление скрыть вранье.

Нельзя путать язык тела и жестовый язык. В отличие от бессознательных мышечных реакций, жестовый язык — полноценная языковая единица, используемая для нормальной коммуникации. Использование жестового языка позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться, успешно социализироваться.

Оглавление

ОТ АВТОРА 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 

1.1. Общее представление о средствах педагогического воздействия 

1.2. Общекоммуникативные и специфически педагогические функции «языка» жестов

1.3. Оптимальное жестикулирование: пути и методы достижения

ГЛАВА 2. РЕЧЬ И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

2.1. Жестикуляция как самостоятельный канал коммуникации 

2.2. Совместное употребление речи и жестикуляции

ГЛАВА 3. ПСИХОСЕМИОТИКА ЖЕСТА

3.1. Жесты-знаки. Знаковая специфика языка

3.2. Характеристика совокупности жестов обыденного общения как знаковой системы

3.3. Психосемиотическая систематика жестов

3.4. Описание системы русских жестов

3.4.1 Каталог русских жестов обыденного общения

ГЛАВА 4. ЖЕСТ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

4.1. Последовательность формирования «языка» жестов у детей до полутора лет

4.2. Понимание жестов и условия их усвоения 

4.3.Соотношение речи и жестикуляции 

4.4. Роль и функции жестов в раннем онтогенезе

4.5. Жесты и психодиагностика развития детей раннего возраста

ГЛАВА 5. ЖЕСТ В ВОСПРИЯТИИ И ПОНИМАНИИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

5.1. Сравнительное изучение самооценки учителя и оценки учащимися невербальной выразительности учителя на уроке

5.2. Интерпретация старшеклассниками связи жестикуляции учителя с качествами его личности (экспериментальное исследование)

5.3. Жесты-сигналы в педагогическом общении

5.4. Жесты в диагностике подростковых проблем

5.4.1. Жесты в диагностике ранней наркомании

5.4.2. Жаргонные жесты и асоциальное поведение подростков и старшеклассников 

5.4.3. Жесты и диагностика вхождения в преступные группировки

ГЛАВА 6. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЖЕСТОВ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 

6.1. Невербально — коммуникативная выразительность учителя и учебная мотивация учащихся

6.2. Жестикуляция учителя на уроках

6.2.1. Жестикуляция учителя на уроке гуманитарного цикла

6.2.2. Жестикуляция учителя на уроках математических дисциплин

6.3. Влияние жестов педагога на воспроизведение нового материала детьми

6.4. Посредническая роль жеста при усвоении значений новых слов

6.5. Жест в изучении русского языка как иностранного

ГЛАВА 7. ПРАКТИКУМ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

7.1. Некоторые практические рекомендации для достижения педагогом оптимального жестикулирования

Руки говорят

Мелкие жесты рук — не менее впечатляющие, чем крупные демонстрации тела, — оказывается, полны смысла. Даже у младенцев — или, лучше сказать, особенно у младенцев.

Малыши начинают жестикулировать раньше, чем говорить. Многие родители жалуются, что превращаются в рабов указующих жестов своих детей: отнеси меня туда, дай мне это. Некоторые жесты малышей менее требовательны. Полуторагодовалая С. исследует мой несессер. Она вытаскивает зубную щетку, затем маленький тюбик и, решив, что там зубная паста, безуспешно пытается его открыть. Она протягивает тюбик мне, это действие — просьба открыть его. Я говорю: «С., это не зубная паста, это лосьон». С. смотрит на меня и ёсебе руку вверх-вниз, словно наносит лосьон, показывая таким образом, что понимает.

Другой пример. А., того же возраста, замечает на мотоцикле маленькую переводную картинку с изображением самолёта. Убедившись, что я вижу эту сцену, она указывает на картинку самолета, а затем — многозначительно — на небо, как будто говорит, что самолеты летают в небе. Предложения из двух «слов», где одно произносится, а второе является жестом или оба представляют собой жесты, характерны для маленьких детей, которые учатся разговаривать. Это ещё и приглашение взрослому произнести слова: «Верно, А., самолёты летают в небе». Такие аудиовизуальные комплексы предшествуют устной речи. Младенцы, которые рано начинают жестикулировать с целью коммуникации, обычно и говорить начинают рано.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика — неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика лица и глаз

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза — физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх — подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку — скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот — удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, — гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.

Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника — готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком — уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, — слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони — этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, — часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

— Можно ли думать на жестовом языке?

— Конечно. Есть исследования, доказывающие, что глухие во сне на нём размышляют. Иногда видишь, человек едет в автобусе и, о чём‑то думая, шевелит губами. У неслышащих тоже так бывает. Задумавшись, они шевелят пальцами опущенной руки.

— Каждой букве алфавита соответствует своё движение руки. Когда используют жест, а когда слова произносят по буквам?

— В повседневной речи буквы используют редко. Ими передают имена собственные, слова, термины, для которых не сформирован собственный жест.– Как приходят в жестовый язык неологизмы – например, слова интернет, квест?

— Во всех языках механизм абсолютно одинаков: новые слова заимствуют из других языков. Жест «коронавирус», например, был заимствован из японского жестового языка.

Как стать «мистером язык тела»

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук — симметричными, широта жестов обеих рук — примерно одинаковой. Ошибка — жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор — человек, уверенный в себе. Зажатый — что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша».Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей. Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми — ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка — держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках — может, камень. Открытый жест показывает — мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Адаптивные жесты

Жесты-манипуляторы тесно связаны с окружающими предметами. Например, во время стресса у человека пересыхает горло, он хочет выпить и берет стакан с водой. Именно прикосновение к стакану о многом может сказать. К манипуляционным жестам относится прикосновение к вещам.

Адаптивные жесты имеют немного иной смысл. Человек, который лжет, переводит мышление с правого полушария мозга на левое. В правом «расположено» целостное восприятие окружающего нас мира, в нем же скрыт прошлый опыт и находится «хранилище» всей информации, которой мы обладаем. Левое же полушарие воспринимает окружающий мир линейно. В момент перехода мышления с правого на левое полушарие «зарождаются» адаптивные жесты.

В чем причина? Переход мыслительной деятельности с одного полушария на другое вызывает своеобразную паузу, будто вы на несколько секунд нажали кнопку «стоп», и все вокруг замерло. Этот промежуток замещают собой адаптеры. Эмоций нет, но зато повисло неловкое молчание, которое нужно заполнить. Это может быть покашливание, сигарета или чашка кофе, все это носится к замещающим адаптерам.

Еще одна разновидность адаптивного жеста – барьерный, он не только замещает возникшую паузу, но и речь, наполненную эмоциями, одновременно происходит дистанцирование от объекта, который вам неприятен.

Жесты адаптации человек применяет для того, чтобы управлять собой и своим поведением. С их помощью человек на подсознательном уровне стремится приспособиться к новой ситуации. Выделяют три категории адаптивных жестов:

  • самоадаптация. Используется, чтобы управлять собственным телом;

  • направленные на определенный объект;

  • отражающие внимательное отношение к своему визави. Например, во время беседы ваш собеседник может принять такую позу: одной рукой подпирает голову, при этом его указательный палец расположился возле виска, а большой уперся в щеку. При этом слушающий вас человек, на 100% сосредоточен на том, что вы ему говорите.

Часть жестов имеет привычное, казалось бы, значение, но в каждой определенной ситуации они могут быть интерпретированы по-разному. Давно известно, что открытая ладонь, поднятая вверх, обозначает примирение. А руки, сомкнутые на груди – это знак, что человек нуждается в защите. Если собеседник опирается руками на стол, значит, он проявляет нетерпимость к своему визави.

Понять, что несет в себе тот или иной жест, нельзя, выдергивая его из контекста речи

Обязательно обращайте внимание на другие сигналы, которое посылает вам тело. Если собеседник спрятал руку в карман, «ориентируйтесь» на его мимику и эмоции

Многие жесты связаны друг с другом, с их помощью можно выстраивать полноценные предложения.

Все жесты неразрывно связаны с речью. В процессе беседы проводится обработка информации каждой из сторон, в итоге беседующие люди передают друг другу вербальные и невербальные сигналы. Жестикуляция – это некий «мостик» между умением говорить и понимать. Процесс общения всегда ритмичен, ритм задают собеседники. Окружающая их среда трансформируется в коммуникативную плоскость, в которую с помощью жестов помещаются лингвистические объекты. Если с помощью слов не всегда удается донести свою мысль до собеседника, то жестикуляция с этим справляется прекрасно. Именно жесты дают ощущение свободы в процессе коммуникации.

Противостоять манипуляциям или бороться с ними практически невозможно, это то же самое, что пытаться вычерпать воду из лодки, в которой образовалась трещина. Манипуляция, прежде всего, основана на обнаружении уязвимых мест собеседника и последующем влияния на них. Таким образом, бороться с ней можно только одним методом – избавиться от всех своих слабых мест. Но это априори невозможно, поскольку человек весь состоит из слабостей. Каждый из нас ежедневно совершает сотню манипуляций, отправляя во внешнюю среду те стимулы, которые будут полезны.

Жесты, украшающие нашу речь

Попробуйте спрятать руки за спину и рассказать о самом радостном событии в вашей жизни. Каким получится ваш рассказ? Можете ли вы убедить окружающих, что поймали действительно гигантскую щуку, не разведя при этом руки в ширину, насколько хватает размаха? Поверит ли собеседник, что ваша дочь родилась с огромными голубыми глазами, если вы не покажете руками, как она хлопала своими длинными ресницами?


Жесты помогают сделать речь визуально богаче

Множество людей вокруг нас в основном воспринимает окружающий мир глазами, поэтому речь, не подкрепленная зрительными образами, производит на них меньшее впечатление, чем могла бы. Конечно, можно каждое значительное событие в жизни фиксировать на фото- или видеопленку, чтобы потом впечатлять собеседников получившимися кадрами. Но всегда ли мы имеем такую возможность? Видимо – нет. Вот и получается, что рассказ, не сдобренный хорошей порцией жестикуляции, может оказаться таким же пресным, как детская книжка без иллюстраций.

По наличию или отсутствию жестов, входящих в эту группу, мы можем судить о том, насколько человек уверен в себе, эмоционален ли он, действительно ли хочет поделиться с нами чем-то важным или просто заполняет возникшую паузу в разговоре. В этом смысле жестикуляция очень близка к мимике. К сожалению, в нашем обществе люди столь же жестко контролируют собственную жестикуляцию, как и мимические проявления.

Как правильно подавать руку при встрече: особенности и нормы

Это знак равенства и уважения.Причинить боль в момент рукопожатия своему визави – значит проявить агрессию, подавить или унизить.

А такое поведение полностью противоречит самой идее рукопожатия.Отказаться от протянутой руки – это является прямым оскорблением или невольной демонстрацией собственной невоспитанности.

Когда отказ является осознанным, собеседнику становятся понятными намерения и отношение к нему, что может стать причиной дальнейшего конфликта.Женщине мужчина всегда подает руку только ребром ладони вверх, здесь неуместны любые дополнительные значения данного жеста

Применять силу также не следует (как грубый и дерзкий мужлан).Согласно этикету, важное значение имеет то, кто первый подает руку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector